ТВОРЧЕСТВО. Театр – это не здание, а процесс. С этим, пожалуй, согласятся актеры и поклонники Театра «23». Придя на их спектакль, зритель невольно может стать частью театрального действа, а захотев научиться актерскому мастерству – влиться в коллектив и прочно срастись с ним. Главной целью своего существования актеры называют развитие театральной жизни города. Для этого они создают различные проекты и не устают экспериментировать над ними. Мы пообщались с художественным руководителем и режиссером Театра «23» Татьяной Янко, чтобы узнать, чем живет театр сегодня и с чего начался его путь.
23 – счастливое число
– Как появилась идея создать свой театр? Когда это произошло? – Такая идея появилась восемь лет тому назад. Мне хотелось выступать, творить, что-то создавать. Организовался небольшой костяк людей, которые поддержали эту идею, и мы вместе сделали наши первые зарисовки. С тех пор мы развиваемся и двигаемся дальше. Я смогла поступить на режиссерский факультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, получить новые профессиональные знания. И здесь стараюсь перевести все на более высокий уровень, который действительно может считаться театром.
– С чего началось увлечение театром? – С очень маленького возраста я любила сцену. Занималась в различных студиях, но примерно в седьмом классе попала в театральную и поняла, что вот оно! Здесь все соединилось – и музыка, и хореография, и слово. Я осознала, что это мое.
– У вас, наверное, часто спрашивают: почему театр называется именно «23»? – Это любимый вопрос всех. 23 – наше любимое число, это дата моего рождения. К тому же оно притягивает всех спросить: а что же это за число такое? Тоже какая-то интрига (улыбается) Есть люди, которые считают, что 7 – их счастливое число. Вот у нас, наверное, такое число 23.
– Сколько людей сейчас в театре? – На данный момент я не могу, как раньше, похвастаться большим костяком. В прошлом году я абсолютно не пополняла коллектив, и тогда же большая часть ребят выпустилась, ушла, переехала в другой город. У нас сейчас 10 человек работают как актеры Театра «23» и человек 15–20 студийцев. Они еще не определились – не знают, что им нужно, хотят они быть актерами или нет. Хотя есть люди, по которым уже видно, что из этого что-то получится.
– Чтобы попасть в театр, необязательно быть профессиональным актером? – Если кто-то хочет себя развивать в этом направлении, то здесь есть возможность это делать.
– И такая возможность есть именно сейчас, поскольку в Театре «23» идет набор в новую группу... – Несколько ребят позвонило и захотело у нас заниматься. На самом деле это повторяется постоянно. Раньше я больше отказывала, потому что понимала: у меня нет для этого времени. Теперь я ощущаю: раз мне звонят – значит, нужно впустить их, потому что кому-то это действительно очень нужно. Пришло несколько достаточно перспективных ребят, и дабы им было интереснее работать, хочется чуть наполнить эту группу и уже дальше развиваться вместе.
– Что определяет, подходит человек или нет? – В основном, это знакомство с ним. Мне важно понять, насколько человеку это нужно. Приходит много ребят, которые ни разу не были в театре. При этом они говорят, что очень его любят. У меня всегда возникает вопрос: как можно любить театр, ни разу не побывав в нем? Для меня это как-то нелогично. Еще один важный момент – насколько человек зажат. Если раньше я брала практически всех, то сейчас ищу более раскрепощенных людей. Их будет чуть легче раскрыть, подготовить к сцене.
Театр и экология
– Помимо традиционного театра вы практикуете еще и такое направление, как экологический театр-форум. Что это такое? – Экологический театр-форум у нас существует очень давно. На данный момент мы с ребятами его приостановили, потому что ушли немножко в другую нишу, но если он нам понадобится, мы его в любой момент «достанем из шкафа». Он не похож на драматический театр. Актеры на сцене разыгрывают определенную ситуацию, потом – хлопок, стоп. У каждого персонажа есть своя определенная цель, которую он хочет достичь. С этой целью они идут к зрителям, а те делятся на группы. И уже зритель дает наставления, что должен сделать актер, чтобы достичь цели. Мы показывали экологические сценки, которые заставляли людей задуматься о том, как они используют свои ресурсы, что означает вырубка леса, отсутствие воды и как мы на своем маленьком уровне можем эти проблемы решать. И для актеров это сложная задача, так как отрепетировать можно только начало, а дальше – импровиз. Это будоражит, потому что ты не знаешь, что сделает твой партнер по сцене.
– Также вы специализируетесь на пантомиме. – Мы ею увлеклись, когда начали больше работать с телом. Я для себя открыла: пока тело не расслабится, не снимет зажатие любого рода, нельзя идти дальше, например, полноценно работать с голосом, потому что тело держит тебя. Я интересовалась больше пластикой, а пластика потянула за собой пантомиму. Ребята этим тоже загорелись. Теперь мы развлекаем людей на улицах, в кафе, магазинах. А вот создать полный спектакль пантомимой, мне кажется, не совсем готовы. Для этого труппа должна быть очень закаленная, пластичная. Плюс нужен сюжет, история, которую можно настолько долго разворачивать. Больше это какие-то сценки и этюды.
– Недавно состоялась премьера вашего спектакля «Моя планета». Что вы можете рассказать о нем? – Это экспериментальный проект. Мы уже его показывали несколько раз, но постоянно что-то меняем. В спектакле практически нет слов. Его идея построена на отношениях между людьми, на том, как мы друг с другом обращаемся. Повлияла на этот сюжет ситуация в стране и экологическая тема, которая меня всегда тревожила. Все конфликты, которые возникают между людьми, непосредственно влияют на нашу планету. Мы приходим к тому, что, губя кого-то или ненавидя что-то, мы уничтожаем самих себя. С такой мыслью создавался этот проект. Было сложно. Потому что все надо передавать только языком пластики и действия. Хотя у нас все равно возникают окрики, звуки, они тоже нужны. Невозможно полностью уйти в немой театр, тем более что звучит музыка и нужно задействовать слух у зрителя.
– Что заставило вас уделить столько внимания экологическим проблемам? – Не знаю, откуда это началось. Наверное, с детства. Я выросла в частном доме, и мое общение с природой было очень тесным. Когда ты видишь, как кто-то ее не замечает или не ценит, тебе становится больно – гибнут животные, вырубаются леса. Я понимаю их ценность. Кроме того, понимаю, что вся Земля – это и есть я. Если вырубают дерево – это как будто со мной что-то происходит. Одно дело, когда что-то вырубается оправданно и тут же рядом новое сажается. Тогда сохраняется баланс, а его нарушение приводит ко всем катаклизмам, в которых мы живем сейчас.
Ничего не происходит просто так
– Есть спектакли, к которым вы особенно привязаны? – Все мои работы для меня важны – это мой путь развития. Скучаю очень за спектаклем «Ничто не случайно». Его всегда принимали на ура, он собирал огромное количество зрителей. В нем много разных сплетенных между собой историй, и этим они могут быть интересны многим людям. Каждый где-то может узнать себя. Скучаю также за постановкой «Маленький принц», которую я поставила как дипломную работу на сцене драмтеатра. Мы его смогли показать только один раз. Он сделан уже совершенно на другом уровне, с профессиональными актерами. Хочется его еще доработать, показать несколько раз, но есть свои нюансы, из-за чего пока это не выходит.
– Какими достижениями вы гордитесь и о каких мечтаете? – Самым большим достижением является то, что мы все еще существуем. Есть очень много трудностей, часть из них связана с финансовыми моментами. У меня есть мечта создать муниципальный театр, в котором актеры смогли бы получать определенную ставку. Хочу создать такой коллектив, в котором сможет работать и самодеятельный, и профессиональный актерский состав. Когда они будут друг другу помогать, получится живой театр. Многие замечают, что аматорское мастерство более живое, потому что людям есть к чему расти, им хочется что-то делать, создавать.
– Вы ищете вдохновение или оно вас не покидает? – Иногда бывает, вообще ничего не хочу. Я живой человек, и порой настолько от всего устаешь, что нужно просто побыть наедине с собой, разобраться со своими мыслями, понять, куда идти дальше, что для этого нужно. Очень важно делать для себя такие остановки, чтобы не убежать не в том направлении. Вдохновение приходит, когда видишь интересный материал или появился новый человек, в котором ты рассмотрел потенциал. Солнце появилось – это уже вдохновение, дождь пошел – вдохновение на другое, на лирику. Оно вокруг. Его можно найти, если быть открытым этому миру.
– Какое ваше жизненное кредо? – Ничто не случайно! Все, что происходит в нашей жизни, – это все ради нас. Даже если мы встречаем какие-то трудности или, как нам кажется, происходит что-то плохое – на самом деле это хорошее, просто мы пока еще не поняли, для чего это нам дано. Важно почаще спрашивать, зачем это было нужно. В жизни ничего не происходит просто так.