В Чернигове по улице Толстого, 116 находится Центр народных ремесел для детей и юношества, который являеться структурным подразделением обласного научно-методического центра культуры и искусств. Здесь каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе. Работают студии декоративного искусства и народных ремесел. Одна из них – студия гончарства, а руководит ею мастер народного творчества Дмитрий Пищур.
– После окончания педуниверситета я сменил много профессий, пробовал себя и в рабочих специальностях. Три года работал слесарем на заводе «ТАН», который производит оборудование для пищевой промышленности, попутно научился сварке. Но на производстве человек работает по часам и не видит конечного результата. Это мешает, потому что мне хочется знать, что же получится в итоге. Понял, что нужно заниматься тем, к чему лежит душа. Я люблю работать с глиной, это уникальный материал, который имеет бесконечные перспективы для выражения собственного вдохновения. А еще мне интересно с детьми, ведь по специальности я психолог. В студии не только обучаю гончарству, мы много общаемся. Сразу видно, какая у ребенка семья, занимаются с ним родители или он предоставлен самому себе. Поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Одного надо похвалить, чтобы придать уверенности, другого приучить к усидчивости, но главное – помочь раскрыться.
– В каком возрасте можно начинать обучение этому ремеслу? – Лучше с 8-9 лет. Недавно приходил мальчик пяти лет, пришлось отказать. Ведь, кроме того, что человек должен обладать творческим мышлением и задатками художника, нужно учитывать, что работа за гончарным кругом требует определенных физических сил. А так мы принимаем всех желающих. У нас и пенсионерка занимается. Это ее давняя мечта – создавать своими руками красивые и полезные вещи из глины. Ходит мама с ребенком. У нее очень напряженная работа, а здесь она отдыхает, делая то, что ей интересно, – лепит разных зверюшек, посуду.
– Как проходят занятия, и сколько это стоит? – Одновременно занимаются не более семи человек. Приходят сюда дети два раза в неделю. Урок длится полтора часа. Некоторые умудряются и по пять простых фигурок за это время вылепить. Но если работа более серьезная и масштабная, то уходит несколько занятий. Также знакомлю ребят с мировыми образцами керамики и гончарства, разными техниками. Оплата небольшая – всего 20 гривен в месяц.
– Что в работе с детьми радует больше всего? – Конечно, успехи моих учеников и их желание продолжать свое творчество. В прошлом учебном году Дима Пивовар (черниговская школа №24, 7-А класс) участвовал во Всеукраинском конкурсе детского творчества. Мы отправляли три его работы, и они заняли призовые места. Диму наградили путевкой в «Артек». В августе он там отдыхал, даже мастер-классы проводил для ребят. Влад Калиниченко (черниговская школа №24, 6-А класс) принимал участие в конкурсе «Податки очима дітей». Вообще интересно наблюдать, как они учатся воплощать свои идеи, как от урока к уроку их поделки становятся все лучше. Это вдохновляет меня, как учителя.
– А сами вы давно занимаетесь керамикой и гончарством? С чего все начиналось? – Помню, еще маленьким в селе у дедушки лепил разные фигурки из глины и ставил их на печь. А более серьезно увлекся лепкой в седьмом классе, когда с другом Сергеем Янковым записались в студию керамики, которая находилась на улице Пролетарской, 15 (сейчас ул. Князя Черного). Нам повезло, мы попали к замечательному и уникальному мастеру – Дмитрию Юрьевичу Гармашу. Ведь многое зависит от учителя. Может, поэтому мы с Сергеем (он руководит в нашем центре студией керамики) и решили свою жизнь связать с творчеством и преподаванием. Здание, в котором мы тогда занимались, тоже очень необычное. До революции там была церковь Марии Магдалины. Так вот в студии обработки дерева даже алтарь сохранился. Позже я узнал, что в десяти метрах от того дома проходили раскопки. Выкопали горн времен Богдана Хмельницкого. То есть там работали гончары еще четыреста лет назад, что очень символично.
– Остались у вас какие-то поделки с тех времен? – У мамы до сих пор стоит круглая вазочка, украшенная резьбой, которую я еще в школьные годы делал, а также чашка, на которой висит кот, такой худой-худой…
– А сейчас, что больше по душе? – Я люблю резные работы. Сделал, например, фигурку кота, а потом лепишь и прорезаешь на ней разные сюжеты, линии, которые можно рассматривать часами. Недавно забрали в коллекцию ворона, еще был необычный заяц.
– Кому первому показываете свои работы? Кто для вас первый ценитель и критик? – Главный критик – я. Потом интересно, что скажет Сергей Янков. Он человек дипломатичный, всегда говорит хорошее. А когда хвалят, перестаешь думать о некоторых негативных моментах и работаешь дальше. Если что не выходит, советуюсь с братом. Он самый четкий и едкий критик, да и мастер искусный. Сестра тоже занимается керамикой. Правда, они с братом открыли свои мастерские, а мне нравится еще и с детьми заниматься.
– Сколько времени нужно, чтобы воплотить в глине какой-то образ? – Если у меня созрела идея, то могу работать по 12 часов без перерыва, ну разве что воду пью. И так несколько дней, пока не закончу. Чаще работаю дома, ночами, чтобы никто не отвлекал. А вообще процесс создания чего-либо из глины очень длительный. Сначала ее выкапывают, и она лежит под открытым небом лет семь: дождями вымываются соли и всякие примеси. Потом ее перебирают и переминают. Чем дольше она лежит в перемятом сыром виде, тем лучше становится. В Китае есть династии, где из поколения в поколение передают подготовленную глину, которую хранят в подвалах, чтобы не высыхала. Когда глина готова, стала более пластичной, берешь и работаешь. Потом нужно время, чтобы изделие высохло: летом – это две недели, зимой – четыре. При этом нельзя допускать сквозняков и прямых солнечных лучей. Дальше – обжиг. Его можно условно разделить на три этапа. На первом печь нагревают до 120 градусов, чтобы испарилась вода. На втором – до 300, происходит удаление химически связанной воды. Далее температуру увеличивают до тысячи градусов, при этом цвет изделия меняется от красного к желтому. Важно не передержать, иначе глина станет как вулканическая пемза. Если делают горшки или какие-то емкости для хранения жидкости, то после обжига изделие окунают в цельное молоко и еще раз нагревают до 300 градусов. В молоке есть «клей», который закупоривает поры, после этого жидкость уже не просачивается.
– Где можно увидеть ваши работы? – Чаще всего на ярмарках-выставках мастеров народного творчества. Последняя проходила в субботу в Чернигове на Аллее Героев, во время празднования Дня города. Мне нравится работать на ярмарках. Всегда подходят люди в хорошем настроении, интересуются, что-то берут. Например, купят свистульку, и пошел по ярмарке знакомый свист. Приятно…
– Что любите делать в свободное время? – Моей доченьке Софийке полтора годика. Поэтому почти все свободное время провожу с ней. Она очень любознательная, ей все интересно. Еще люблю музыку, играю на гитаре и губной гармошке. Могу вязать крючком маленькие кружевные куколки. Живу с семьей в частном секторе, поэтому всегда есть работа по хозяйству: что-то достроить, что-то утеплить – многое нужно переделать. Зато просыпаешься утром, выходишь в сад, а там уже яблоки падают на завтрак…