Как сегодня эти слова звучат привычно и обыденно для нашего уха! Однако так было не всегда. Люди среднего и старшего поколения, думаю, хорошо помнят, что ещё совсем недавно, лет так 30 назад, в Советской Украине нигде – ни со сцены в концерте, ни по радио, ни, тем более, по телевидению – нельзя было услышать ни еврейскую песню, ни музыкальное произведение любой другой формы или жанра даже с намёком на еврейский мелос. В то же самое время евреи в СССР активно участвовали в создании и популяризации советской музыкальной культуры, в том числе и музыкальной культуры практически всех народов огромной страны. Среди множества советских композиторов-евреев можно отметить как мастеров академических музыкальных форм, так и композиторов, работавших в жанрах легкой, джазовой и эстрадной музыки и особенно композиторов в жанре массовой песни. Вот только в научных изысканиях, изучении, написании и развитии своей собственной – традиционной национальной еврейской музыки они работать не имели права... Попытки изучения и популяризации еврейской музыки постоянно наталкивались на сопротивление партийных и государственных органов. Так, был запрещен ряд концертов еврейских певцов Михаила Александровича и Нехамы Лифшицайте, певших в своих концертах песни на идиш. Не были разрешены концерты еврейской песни, с которыми хотел выступать знаменитый баритон, народный артист Молдавии Борис Раисов, а популярнейшему эстрадному певцу Вадиму Мулерману практически запретили включение еврейских песен в его концертные программы. Сошлюсь на свой собственный опыт. Будучи музыкантом военного оркестра ЧВВАУЛ, я с 1978 года по 1990 год нёс в оркестре ещё и общественную нагрузку – был библиотекарем оркестра. Так вот, я авторитетно заявляю, что среди тысяч произведений классического, народного, песенного-танцевального, строевого репертуара оркестра, хранившихся в нотной библиотеке оркестра, я за 12 лет работы не встретил даже одной тоненькой партитуры произведения с названием, к примеру, «Еврейская мелодия», или же с нотным текстом хотя бы с намёком на характерные еврейские музыкальные лады или интонации. В 1983 году к нам в военный оркестр ЧВВАУЛ из группы советских войск в Германии для дальнейшего прохождения воинской службы прибыл военный дирижёр капитан Анатолий Ткачук. Талантливый музыкант, дирижёр и аранжировщик, Анатолий Павлович Ткачук привнёс в достаточно сильный музыкальный коллектив, возглавляемый в прошлом известными дирижёрами, собственную трактовку многих музыкальных произведений. Изменился и репертуар оркестра. Однако Советская страна даже во времена перестройки жила в тесных идеологических рамках. В таких же рамках жили и военные музыканты. Включить тогда в репертуар военного оркестра еврейскую песню или мелодию не могло прийти в голову даже самому отчаянному дирижёру. Однако прошли годы, да и времена изменились. Выйдя в отставку, Анатолий Ткачук продолжил свою музыкальную карьеру, сначала создав и возглавив Черниговский городской симфонический оркестр, а затем – духовой оркестр филармонического центра. В 2003 году я обратился к Анатолию Павловичу с просьбой сделать аранжировку нескольких еврейских музыкальных произведений для духового оркестра, что он блестяще и выполнил. Эти произведения звучали потом много раз в исполнении военного оркестра Военно-музыкального центра Сухопутных войск Вооружённых сил Украины во время традиционных еврейских праздников и на культурных мероприятиях, организованных Черниговской еврейской общиной. 2014 год оказался тяжёлым и драматическим для нашей страны. Правление общины приняло решение отменить все концертные мероприятия до лучших времён, отменили мы даже празднование 25-летия общины. И вот я неожиданно узнаю, что духовой оркестр Филармонического центра фестивалей и концертных программ готовит программу еврейской музыки. Сначала я даже не поверил, однако сообщение оказалось правдой, и 20 октября в концертном зале филармонии состоялся большой концерт духового оркестра под названием «Вечер еврейской музыки», весь сбор от которого пошёл на поддержку военнослужащих Черниговщины в зоне АТО. Открывая концерт, ведущая сказала: «Сегодня у нас необычная программа…» Словом «необычная» ведущая или тот, кто готовил ей этот текст, искренне выражали своё удивлённое восхищение. Хотя ничего, конечно, необычного в этом (кроме, того, что музыка, исполняемая в концерте, была не украинская, испанская или китайская, а еврейская) не было. Но для граждан страны, в которой некогда на всё еврейское было наложено табу, такая реакция вполне естественна. А концерт действительно оказался необычным. Необычным своей особой атмосферой – теплотой и душевностью. В прекрасном исполнении духового оркестра филармонического центра под руководством его художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Украины Анатолия Ткачука слушателям была представлена чудесная музыкальная программа. Программа, наполненная прекрасными еврейскими мелодиями: от народных еврейских песен европейских евреев и до современных израильских хитов. Восхищение слушателей вызывало исполнение оркестром ярких фантазий и попурри на еврейские темы. Вот ведущая объявляет: «Израиль, Шалом!». Зал наполняется густой мелодией с восточным колоритом. Стонет и всхлипывает кларнет. А далее – раскачивающийся с ускорением ритм, переходящий в искромётный танец, наполненный гармонией меди слаженных ансамблей труб и тромбонов. Овации публики! Нельзя пройти мимо великолепного исполнения музыкантами оркестра трёх произведений, написанных специально для духового оркестра, автором и аранжировщиком которых стал великий американский композитор и музыкант, выдающийся дирижёр современности Леонард Бернстайн. Это своеобразный, размеренный и строгий «Симфонический марш», через весь текст которого волнами проходит, то появляясь, то снова исчезая, красивая еврейская тема; яркая оркестровая фантазия, наполненная пульсирующими, с элементами джаза, ритмами под названием «Реувени». И, наконец, берущая за сердце знаменитая народная еврейская песня «А идише маме» («Еврейская мама») в обработке Леонарда Бернстайна. В концерте прозвучали, также тепло встреченные слушателями, и несколько шуточных еврейских песен («Чтоб я так жил», «Сливай бензин», «А гиц ин паровоз», «С приветом, Моня!») в исполнении солистов филармонического центра, лауреатов международных конкурсов Марины Макей, Ольги Печко, Вячеслава Мацвийко и артиста филармонии (кстати, и солиста хора Черниговской еврейской общины) Семёна Рудницкого. Ну, и какой же, скажите, концерт еврейской музыки без традиционной весёлой свадебной мелодии «фрейлехс»? Организаторы и создатели программы продумали и этот момент. Подарком слушателям был классический «Фрейлехс» евреев Центральной Украины начала XX века «в обработке Балина», как объявила ведущая концерта. Думаю (слышу по почерку и манере написания), что это была обработка легендарного черниговского дирижёра второй половины XX века, моего учителя и друга Ефима Сергеевича Балина с некоторыми стилистическими доработками, характерными для музыки нового времени, сделанными его сыном, заслуженным артистом России дирижёром Полиславом Балиным. С восторгом подпевая и хлопая, принимали слушатели очень популярные в украинском народе мелодии: «Хава нагила» (название это буквально означает «Давайте радоваться») и «Тум балалайка» (это название, я думаю, переводить не нужно). В зрительном зале были люди разных возрастов, разного происхождения, разных взглядов, пристрастий и политических убеждений. Я даже обратил внимание на присутствующего на концерте известного в городе православного священника! 20 октября всех этих людей объединила любовь к музыке, в данном случае – любовь и интерес к музыке еврейской. В заключение от имени правления Черниговской еврейской общины и от себя лично хочу выразить огромную благодарность художественному руководителю и главному дирижёру духового оркестра филармонического центра, заслуженному деятелю искусств Украины Анатолию Павловичу Ткачуку, а также музыкантам оркестра (приятно отметить, что со многими из них мне в своё время довелось играть в разных оркестрах) за их преданность великому искусству музыки, за их труд и талант, которые приносят радость людям.
Семён БЕЛЬМАН, председатель Черниговской областной еврейской общины, заслуженный работник культуры Украины
|